Выступил на Гайдаровском форуме. Спасибо Алексею Комиссарову за блестящее ведение дискуссии и коллегам за диалог!
Кратко мои тезисы:
1. Футурология стала технологической и применимой в бизнес-планировании. Это уже не часть философии или социологии, это трендвотчинг, собирающий знания и разработки многих наук.
2. Основные риски по силе поражения те, которыми человечество пока не умеет управлять, и в которые подчас и не верит. У войны или техногенных катастроф есть «протоколы победы», механизмы защиты или остановки. Искусственный интеллект больше помощник, чем риск. AI программы станут такой же полезной и нестрашной инфраструктурой, как когда-то автоматизированные станки или быстрый транспорт. А вот протокола защиты от извержения супервулкана нет… Пандемия показала, что защищаться от крупных вирусных или бактериологических опасностей мы тоже пока учимся постфактум, на практике. Мир должен перестроиться на новые риски!
3. Будущее экономики и больших стартапов — сфера антропономики. Человекоцентричная экономика, ориентация на здоровье, долголетие, комфорт, личное развитие — это тема единорогов будущего. Утверждение , что главное в будущем «технологическая сингулярность» (превосходство технологий над мозгом), распространённая ошибка футурологов начала 21 века. Человекоцентричность важнее! Пандемия ускорила этот тренд.
4. Предвижу новый парадокс экономики. Раньше параллельно росли индексы качества жизни и богатства населения (как среднедушевые показатели дохода, так и в среднем накопленные у людей богатства). Жду принципиального изменения.
А) Шерингово-арендная модель сокращает темпы личных накоплений и инвестиций в имущество.
Б) Тренд «работа как удовольствие»; «бизнес как самовыражение»;желание зарабатывать не деньги, а лайки; позыв на изменение мира вокруг нас формируют новую закономерность: люди в среднем будут меньше зарабатывать, а больше «отдавать» на изменение среды и развитие. В какой — то момент качество жизни и качество среды будет меняться быстрее, чем рост личных доходов и богатства. Это я называю парадоксом новой экономики, за которым и в связи с которым последует много интересных выводов!Одна из потенциально популярных идей: бесплатные или практически бесплатные базовые продукты регулярного пользования, которые будут особенно востребованы при «похудении» кошельков. При этом мы будем оплачивать такие продукты косвенно. Например, наночипы в бесплатном батоне хлеба будут постоянно сканировать наш организм. Мы будем платить за онлайн-мониторинг организма, а не за хлеб.
5. Онлайн не просто ускоренно растёт. Он берет лидирующую роль, а оффлайн начинает обслуживать онлайн. Именно в обслуживании онлайна и его органичном дополнении — новое качество для оффлайна после пандемии. Примеры: фитнес по Skype, видеодиалоги с продавцами магазинов по Eyezon со страницы товара на сайте, очные экскурсии, эксперименты и встречи с преподавателем онлайн-курса в рамках общих онлайн-оффлайн программ.
6. Мой прогноз нового хит-гаджета двадцатых : очки с выходом в интернет, вполне похожие на обычные, а не на игровые. В частности такой аксессуар позволит ввести огромный массив данных картинки нашего зрения в машинное обучение и анализируемые большие данные, а дополненную реальность в формат ежедневного использования.
7. Несколько вызовов на десять лет: отказ развитых стран от наличных (вначале их использование станет дороже), масштабный переход к выпуску электротранспорта, первые шаги персонализированной еды и медицины (что в перспективе приведёт к сокращению числа оффлайн супермаркетов и аптек), блокчейн в регистрации и защите авторства, m-commerce больше e-commercе.
8. Фактическая самозанятость будет лидировать по отношению к работе по найму. Появляется рынок для наших цифровых личностей, ников, клонов. Цифровая репутация важнее анкет. Вызов к образованию — воспитание у всех бизнес-навыков, умения продавать свои компетенции и время. Штаты больших компаний уменьшатся, они будут привлекать лучших аутсорсеров.