Как в ближайшие десятилетия люди будут потреблять информацию, почему блогеры будут принимать на работу журналистов и что позволит выжить тексту, несмотря на новые форматы в медиа. Об этих и других трендах в медиа будущего рассказал российский футуролог, технологический инвестор Кирилл Игнатьев.
1. Блогеры станут работодателями журналистов
В мире будущего каждый человек — и потребитель, и производитель информации. Уже сегодня виден тренд, что пользовательские медиа начинают конкурировать с профессиональными: те же каналы в Telegram сегодня стали активными поставщиками новостей. В целом интернет стал большим источником получения новостной информации, как это и предвидел классик журналистики Маршалл Маклюэн.
Мое мнение, что профессиональные медиа никуда не денутся, но однозначно трансформируются. В том числе пользовательские медиа станут профессиональными. Если раньше топовые блогеры, имея свой собственный канал, сами работали на свою большую аудиторию, то сегодня многие из них становятся важными работодателями. Им нужны производители контента для Instagram и других площадок. Новый спрос, новый рынок появились, потому что большая аудитория блогеров приносит рекламные деньги, следовательно, у них есть бюджет.
«Большие блогеры» сегодня набирают на работу вчерашних студентов журфака, факультетов дизайна и других кузниц креативных кадров. Опытные талантливые журналисты, фотографы, режиссеры также начинают работать на медиаканалы, основанные пользователями. Любопытная статистика по Германии, по России пока нет таких данных. На сегодня там в штате у топ-блогеров 20-25 процентов — профессиональные журналисты. У одного блогера штат состоит в среднем из восьми авторов контента — бывает и три человека, бывает и 20.
Между тем самыми важными критериями отличия журналистов от блогеров останутся проверка публикуемой информации и этика журналиста. Именно по ним будет проходить психологический водораздел между профессиональными и непрофессиональными медиа. Журналисты сохраняют читателей, потому что они профессионально работают с информацией. Им доверяют.
2. Блогеры будут продавать товары
В России топовым блогером можно стать, начав с Telegram-канала. В США такой стартовой площадкой является Twitter — в этой социальной сети присутствуют все политические силы, включая президента. Бывает, что блог рождается в Instagram, эта площадка достаточно популярна в мире. В Китае есть собственные социальные сети, задающие тренды.
Блогеры постепенно создают бренды. Сначала они расширяют свое присутствие еще на несколько социальных сетей, где есть их аудитория. Если бренд возник в Telegram или Twitter, то вскоре под таким же названием появится видеоканал в YouTube, а после — канал в Instagram. Бывает, что контент на разных площадках разный, не дублирующий наполнение материнского канала.
Когда бренд блогера создан, то открываются возможности для бизнеса. Можно производить товары под единым логотипом: от футболок и косметики до продуктов и цифровых сервисов. Для профессиональных журналистов это вызов. Сейчас каждый может стать брендом, производить товары под ним и зарабатывать на этом.
3. Новости роботизируются, а сайты умрут
Первое, где будет уменьшаться роль журналистов, это, конечно, новостные каналы. Новости будут возникать из бесчисленного количества источников, роботы будут их подхватывать, сортировать, объединять и выдавать в те ленты, которые охватывают большую аудиторию. В том числе и ленты, происходящие от непрофессиональных журналистов и непрофессиональных медиа. Благодаря этому журналистский труд станет менее новостным — записать и выдать — и более интеллектуальным. А еще журналистика станет более эмоциональной, более аналитической, более персональной и более визуальной.
Также вырастет роль искусственного интеллекта в каналах доставки. Искусственный интеллект и программы будут за нас делать доставку контента до пользователя. Уже на сегодня понятно, как это будет технологически реализовано. Самый простой пример — директные средства рекламы.
Сайты умрут. Мы должны с вами понимать, что сайты постепенно становятся нигде никому не нужны. Сейчас сайты частично заменяются каналами в соцсетях, частично — приложениями в AppStore и GooglePlay. Эпоха сайтов идет к завершению, ей осталось лет 10 от силы. Дольше всего они проживут как визитки и платформы работы с большими данными.
4. Журналисты станут универсальными единицами
Журналист будущего должен обладать универсальными творческими компетенциями. В том же ВГИКе до сих пор принято учить отдельно профессиям сценариста, оператора и режиссера. А ВШЭ уже переходит к обучению на универсальную медиапрофессию: выпускник — понемногу журналист, режиссер, сценарист, оператор, фотограф и… программист.
Журналистам предстоит освоить компетенции программиста — разработчика, который пишет алгоритмы. Пользовательского контента будет много. Он будет доставляться искусственным интеллектом или алгоритмами. И именно журналист будет тем разработчиком, который пишет алгоритмы, фильтры для этого.
В целом этот принцип — умение быть эффективным — относится не только к медиа, а ко всем отраслям. Везде вместо блестящего освоения одной профессии будет цениться умение достигать целей и решать задачи. Быть универсальным специалистом — важнейшее качество специалиста будущего.
5. От экономики общества к экономике людей
Мы с вами родились и жили в эпоху экономики общества. СМИ обращались к людям безадресно: телевидение было главным медиа, большие газеты имели колоссальные тиражи, политики и новые коммерческие проекты добивались успеха благодаря рекламе на телеканалах и соответствующей пропаганде.
Сейчас рождается экономика сообществ. Стартапам уже немыслимо продвигать свой продукт через очень дорогую телевизионную рекламу. Сейчас самый дешевый способ продвижения — в сообществах. Такой способ подходит для продвижения всего — идей, политической информации, бизнесов, стартапов. Существуют как онлайн-сообщества — группы по интересам в соцсетях, так и офлайн, например, увлеченные бегом люди, которые вместе готовятся к марафону.
Следующий шаг — экономика людей, когда определенный продукт продвигается конкретному покупателю. Мы до него еще не дошли, так на сегодня это еще очень дорого: у компаний нет достаточного количества данных о человеке, у людей пока нет полноценных «цифровых двойников». А есть лишь много разрозненной информации из соцсетей, если человек активно присутствует в интернете.
Так что тренд будущего — это продвижение на конкретных людей. Именно поэтому рынок данных — один из самых перспективных бизнесов будущего. В будущем будут очень маленькие СМИ — появятся способы доставки микроновостей по микроканалам. И одновременно закончится эпоха рекламы как основного средства доходов медиа.
Как идет переход от экономики общества к экономике сообществ в России, можно было увидеть на примере последних избирательных компаний. В больших городах, где экономика сообществ уже сложилась (допустим, в Москве), медиакампании велись на сообщества. А в остальной России, где еще действует экономика общества, последняя президентская кампания Владимира Путина велась по старинке — через федеральные СМИ и прочие традиционные инструменты.
6. Мир станет честнее и прозрачнее
Мир станет прозрачнее. Технологии и всеобщая прозрачность мира сделают его более честным. Уже сегодня существует программа, которая позволяет снять человека на видео и проанализировать «на правду» как детектор лжи.
Именно за счет прозрачности уменьшится роль медиа в области продвижения больших идей. XIX-XX века были эпохой идеологий, это яркая иллюстрация, что такое экономика общества. И тогда было деление на социализм, капитализм, левых, правых и так далее.
Сейчас все меняется. В конце мая 2019 года прошли выборы в Европарламент — там не было деления на левых и правых, делились по принципу «за» и «против» развития евроинтеграции. 20-летним вообще не важен вопрос о роли государства в экономике. Зато их волнует сохранение приватности информации. Приоритеты политики изменились.
Сегодня охотнее организуются в сообщества по интересам: «Клуб любителей пива», «Клуб фанатов электровелосипедов», фолловеры различных групп в соцсетях. «Большая» идеология становится менее важной. Именно поэтому о ней будут меньше писать медиа.
Сейчас государство на пике, сейчас оно важнейший источник информации. Но это ненадолго. За ближайшие 50 лет государство и медиа как противоборствующие стороны в спорах о свободе слова канут в историю. Государство станет сервисом: приоритетами будут уровень и продолжительность жизни, кибербезопасность, экология. Налогообложение, голосование, управление инфраструктурой станут электронными.
7. Вырастет онлайн-присутствие людей в Интернете
Рост онлайн-присутствия людей в Интернете — это большой, глобальный тренд развития социальных сетей. Как все движется в социальных сетях? Все началось с текста. Первые электронные медиа были текстовыми. Потом появился Instagram с фото, потом появилось видео и стриминг. Скоро станет возможным онлайн-присутствие. Медиа будущего, социальные сети будущего все больше будут стремиться, чтобы пользователи получали свое присутствие в том месте, где их сейчас на самом деле нет. Доступ к зрению другого человека — один из таких инструментов, который может быть использован в медиа.
Умрет ли текст? Нет. Текст — это самое короткое и быстрое, его можно прочитать и передать. Всегда будут люди, которым будет нужна короткая быстрая информация. Значит текст будет нужен всегда.
8. Все действия пользователей в Интернете монетизируются
Все больше и больше, за каждое действие, за каждое прочтение, за каждый клик в Интернете нужно будет платить. Будет все больше легализации и защиты авторских прав, причем не с помощью права, а по «праву первого»: кто впервые выложил контент в интернете. Постепенно интернет-рынок станет хорошо отрегулированным, а автор оригинального контента сможет автоматически получать роялти за его использование.
Интернет-пространство будет тарифицироваться очень-очень хорошо — любое действие будет оплачено пользователем. Таким образом, активные в интернете люди, производящие оригинальный контент — имеющие собственный канал, блог, медиа, смогут в будущем зарабатывать больше денег, чем сейчас.
В бизнесе происходит еще одна очень интересная вещь. Раньше мы продавали товары и услуги. Сейчас мы продаем сервисы. Раньше люди покупали услугу такси, сейчас они покупают сервис доставки из точки А в точку Б. Сервисы дают доступ к товарам, потому что людям нужен не товар, а функция — то, что с помощью этого товара достигается.
В будущем мы будем продавать эмоции и чувства. Именно поэтому все больше и больше возрастает роль креатива. Люди будут должны доносить эмоции, доносить то, что обращается к чувствам. Это глобальный тренд развития коммуникаций и в целом — развития бизнеса. Как следствие, вся медиакоммуникация становится более адресной.
Записала Ольга Пастухова
Источник: https://tengrinews.kz/article/blogeryi-zahvatyat-mir-i-esche-7-voprosov-pro-buduschee-1244/